Группа компаний ESCORT, приняла активное участие в работе III Международной научно-практической конференции “Современные пожаробезопасные материалы и технологии”, которая проходила 11 декабря 2019 года в Ивановской пожарно-спасательной академии и была посвящена 370-й годовщине образования пожарной охраны России. В секции, на которой обсуждались “Проблемные вопросы развития системы технического регулирования в области пожарной безопасности, совершенствования системы стандартизации и сертификации материалов и технологий” был прочитан доклад на тему:

Соотношение требований нормативной документации и возможностей технических средств оповещения, в задаче обеспечения беспрепятственной эвакуации людей из зданий и сооружений

В данном докладе намечены методологические подходы к количественной и качественной оценке эффективности систем оповещения, показано их место в общей структуре обеспечения безопасности зданий и сооружений, а также в структуре требований на соответствие и проектирование. В докладе рассмотрены два важных аспекта. Первый, касается постановки вопросов и решения задачи обеспечения беспрепятственной эвакуации людей из зданий и сооружений, повышения эффективности технических средств оповещения, ее места в плане в организационных мероприятий, повышение роли расчетных мероприятий. Второй касается вопросов не достаточности и неоднозначности требований нормативной документации, не соответствия и противоречия в различных ее формулировках.

Обеспечение условий беспрепятственной эвакуации людей

Сегодня мы имеем дело с продуктом урбанизации и глобализации – проблемой скопления большого количества людей в закрытых пространствах – помещениях с массовым (более 50 чел., Требования СП 134.13330.2012) пребыванием людей. В случае возникновения внештатных ситуаций – факторов техногенного, антропогенного характера, людей из замкнутого пространства необходимо эвакуировать. Повысить вероятность эвакуации людей можно если обратить должное внимание на такой фактор, как угроза антропогенного характера, которая в общем представлении (ГОСТ-53195) описывается как неправильная эксплуатация оборудования и действие криминального и террористического характеров. Однако, данное определение нуждается в существенной корректировке, в которую должны быть введены две наиважнейшие составляющие - организационная и расчетная. Намек на необходимость организационных мероприятий появился в 2019 году в формулировке Постановления №390 (20/09/19), где в частности сказано, что при обнаружении пожара или признаков горения в здании, (персоналу) необходимо:

  • немедленно сообщить об этом в пожарную охрану;
  • принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

Касаемо расчетных мероприятий, следует заметить, что более серьезное внимание стало уделяться расчету пожарных рисков, изложенному в Приказе №382. При обнаружении пожара, на успешный и самостоятельный процесс эвакуации, например, посетителей гипермаркета лучше не рассчитывать по причинам как объективного, так и субъективного характера.

К объективным причинам следует отнести:

  • отсутствие организационных мероприятий;
  • отсутствие или неработоспособность технических средств;
  • ошибки в расчетах – недостаточная громкость или не разборчивость технических средств оповещения (ТСО).

Согласно методике, изложенной в данном приказе, эвакуация может считаться успешной если выполняются следующие условия:

  • эвакуация началась вовремя;
  • скопления были минимальными;
  • времени для эвакуации в безопасную зону было достаточно.

При отсутствии организационных мероприятий эвакуация может или не начаться или запоздать по дополнительным субъективным причинам:

  • “Русский авось”: только 15% людей реагируют на информацию о возникновения пожара;
  • Недостаточная информированность населения о правилах поведения во внештатных ситуациях, о необходимости эвакуироваться и о возможных последствиях.

Другая сторона медали – чрезмерная осведомленность, например, о ложных срабатываниях или сбоях в системах пожарной автоматики.

В этой связи можно предложить следующую структурную схему, основанную на рисковой модели, в которую включены три важные составляющие:

  • организационные мероприятия;
  • технические средства;
  • расчетные мероприятия.

Проблемы с техническими средствами:

  • отсутствие технических средств оповещения и управления эвакуацией;
  • неисправность (пусть даже временная) технических средств оповещения
  • плохое качество оповещения (тихо или неразборчиво);
  • неоднозначность смыслового содержания, неразборчивость текстов,

Если эвакуация все же началась, то и это еще не все. Существует высокая вероятность возникновения паники, которая может привести к превышению времени скопления. Причины: недостаточность организационных мероприятий, ошибки в расчетах.

Роль технических средств оповещения, для обеспечения беспрепятственной эвакуации людей

Для грамотной, последовательной и скоординированной эвакуации людей как раз и предназначены системы оповещения и управления эвакуацией людей, называемые СОУЭ. Здесь мы вынуждены дать важный комментарий. Когда речь идет о системе безопасности имеются ввиду две защищаемые категории – имущество и люди. Однако, эти две категории несопоставимы, так как жизнь и здоровье человека ни в каких единицах не измеряются. Люди, как защищаемый контингент, делятся на персонал и посетителей, которых, в свою очередь, необходимо делить на – слабозащищенный контингент (старики, дети) и маломобильную группу (это отдельная и обширная тема разговора). Системы оповещения оповещают как первую, так и вторую группы, другими словами являются комплексными.

Комплексный подход к обеспечению безопасности зданий и сооружений продемонстрирован в ГОСТ-53195, в котором наиболее полно отражены требования к техническим средствам, а также к обеспечению безопасности людей.

Так, в данном документе определяются риски возникновения опасного события – как сумма вероятностей рисков, связанных с функционированием различных подсистем. В данном ГОСТе речь идет о двух составляющих – жизнеобеспечение и безопасность людей. За жизнеобеспечение отвечают инженерные системы, за обеспечение безопасности – комплексные системы безопасности (КСБ), см. статью "Место и особенности применения систем оповещения в общей структуре обеспечения безопасности общественных зданий и сооружений (доклад на конференцию)".

ГОСТ-53195 – составляющая федерального закона № 184 ФЗ – “О техническом регулировании”, в свою очередь, являющегося основанием для проектирования объектовых (ОСО) и локальных (ЛСО) систем оповещения. Мы указали на то, что люди, как защищаемый контингент делятся на две категории – персонал и посетители. Для оповещения первой группы достаточно внутри-объектовой системы оповещения (ОСО), устанавливаемой (проектируемой) согласно СП 134.1330.2012. При усложнении задачи, когда необходимо оповещать население (для открытых территорий) или посетителей (помещений), мы уже говорим о ЛСО, проектируемой согласно СП 133.1330.2012. Сложность тут вот в чем: за оповещение второй, наиболее многочисленной и более уязвимой группы, находящейся внутри объекта, отвечает также и СОУЭ, устанавливаемая (проектируемая) согласно ФЗ-123 (ГОСТ 53325-2012). Поэтому, сложилась практика, когда в одном и том же здании устанавливают уже две системы для оповещения одной и той же группы, что непременно ведет к конфликту. Такая ситуация недопустима и предполагает применение комбинированных решений. Данная тема разговора была начата нами ранее, см. статью "Внедрение современных технологий в области систем связи и экстренного оповещения людей в учебно-методический процесс с целью повышения их значимости и эффективности".

Все основания считать системы оповещения о пожаре (СОУЭ) и объектовые системы оповещения (ОСО) единым комбинированным средством оповещения содержатся в техническом регламенте (ФЗ РФ). Так в СП 133.13330.2012 - Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях нормы проектирования, указано:

“Проектирование и установку систем оповещения и управления эвакуацией людей следует осуществлять в соответствии с требованиями СП-3.13130.2009. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания”.

Для объединения систем в одном комбинированном решении, не приводящем к конфликту, когда обе системы пытаются одновременно оповещать одну из категорий людей, используются многоприоритетные решения. Межгосударственный стандарт, также подтверждает необходимость в такой комбинации, устанавливая приоритетность, согласно которой оповещение о пожаре имеет наивысший приоритет. На необходимость таких решений обращено внимание в готовящемся стандарте (ЕАСС), где в частности сказано:

Приборы должны обеспечивать трансляцию сигналов исходя из следующей их приоритетности:

  • трансляция сообщений через микрофоны;
  • автоматическая трансляция сигналов о пожаре;
  • автоматическая трансляция сигналов о других чрезвычайных ситуациях;
  • трансляция других сигналов.

Недостаточность нормативных требований для проведения испытаний оконечных технических средств

Оконечным элементом любой системы оповещения является громкоговоритель – речевой оповещатель в системах оповещения о пожаре (СОУЭ), оконечное техническое средство в системах оповещения о ЧС. Мы показали, что в настоящее время актуальны комбинированные решения, в которых как раз и используется громкоговоритель, который должен удовлетворять двум техническим требованиям – в области пожарной безопасности (ГОСТ 53325-201) и в области оповещения о ЧС (ГОСТ 42.3.01-2014). В одном из докладов мы уже упоминали о несоответствии требований в области транспортной безопасности, изложенных в Постановлении №969, требованиям к функциональным свойствам и требованиям к техническим средствам оповещения, изложенных в ГОСТ 42.3.01-2014, на который данное постановление ссылается. В частности, о несоответствии требований к речевой (слоговой и словесной) разборчивости читайте в статье сатье "Аспекты методологического обоснования при выборе комплекса технических средств оповещения о ЧС".

К уже сказанному относительно определения разборчивости, хотелось бы добавить еще один аспект – недостаточность технических данных для проведения сертификации. Наиболее простым показателем качества громкоговорителя является его частотная характеристика звукового давления (ЧХЗД), определение и методы измерения которой можно найти в ГОСТ-53575-2019 – Громкоговорители, методы электроакустических испытаний.

Так, согласно данному ГОСТу, неравномерность ≤16 дБ применена к диапазону 300-3500 Гц. В требованиях ГОСТ Р 42.3.01-2014 – для оконечных технических средств для более широкого диапазона, неравномерность не указана, поэтому сертификационные органы самостоятельно приняли решение применить данную неравномерность к другому, более широкому диапазону 350-3500 Гц, что технически не грамотно, в силу объективного спада частотной характеристики на НЧ, в частности для рупорных громкоговорителей. И еще один момент: аккредитованные органы по сертификации лишь устанавливают факт соответствия или несоответствия некоторых заявленных характеристик нормативным требованиям, однако, многие другие характеристики, которые приводят в своей технической документации большинство производителей уж точно не соответствуют понятиям и требованиям, изложенным в ГОСТ Р 53575-2009.

Методы, повышающие надежность систем оповещения и, как следствие, вероятность эвакуации

Мы показали, что системы оповещения играют наиважнейшую роль в задаче обеспечения эвакуации людей. Введем такой показатель, как эффективность системы оповещения, который в общем случае можно определить двумя составляющими - качеством и актуализацией, а в частном, произведением Надежности и Достоверности. Говоря “произведение”, мы имеем ввиду, что одно без другого не имеет смысла, т.е. при нулевой надежности, результат нулевой и наоборот. Кроме надежности и достоверности необходимо учитывать такие составляющие, как соответствие и интеграция, без которых не мыслима современная система оповещения.

Надежность системы оповещения обеспечивается на следующих этапах:

  • на этапе разработки - тщательным подбором элементной базы;
  • на этапе производства - соблюдением технологических процессов, техническим контролем и тщательным тестированием каждой партии продукции;
  • на этапе проектирования - выбором надежных, сертифицированных средств, полностью соответствующих ТЗ и решаемой задаче, выполнением всех требований нормативной документации при их проектировании;
  • на этапе закупки - обеспечением монтируемой системы необходимым ЗИПом;
  • на этапе эксплуатации - плановым техническим обслуживанием и периодическим тестированием системы.

Существенного повышения надежности можно добиться двумя способами - резервированием и дублированием блоков системы.

Достоверность передаваемой информации можно определить:

 

Достоверность = (С/Ш) • (Разборчивость)

 

Достоверность передаваемой информации обеспечивается на этапе проектирования:

  • правильным выбором системы звукоусиления, обеспечивающей не только количественные, но и качественные характеристики звукового тракта – параметры усилителей и речевых оповещателей (громкоговорителей);
  • грамотным электроакустическим расчетом (ЭАР), учитывающим актуальные значения шумов, присутствующих в защищаемом помещении Примечание. Единственным и крайне недостаточным источником здесь является СП 51.13330.2011;
  • учетом акустических особенностей защищаемого помещения;
  • учетом психофизических особенностей защищаемого контингента.

Актуализация может быть определена следующими характеристиками:

  • полным соответствием нормативным требованиям;
  • выполнением каждой из подсистем своих заявленных функций;
  • полной информационной совместимостью (при интеграции);
  • поддержкой единых унифицированных протоколов обмена информацией;
  • отсутствием взаимовлияния, в том числе, на предмет электромагнитной несовместимости всех действующих подсистем.

В качестве заключения

В качестве резюме, отметим ключевые моменты вышесказанного.

Повысить вероятность эвакуации людей можно следующими мероприятиями:

  • повышением надежности технических средств (ТС) на этапе разработки и производства;
  • полным соответствием технических средств, требованиям нормативной документации (НД), подтвержденное реально-проводимыми испытаниями;
  • проектированием систем в соответствии с требованиями ТЗ и НД, проработкой вопросов дублирования и резервирование ТС;
  • соблюдением правил при эксплуатации ТС, с их обязательным тестированием;
  • обращением самого серьезного внимания на организационные мероприятия, в плане скоординированного управления эвакуацией людей.

Система оповещения, как комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих эвакуацию людей, имеет очень важное значение. Обеспечить безопасность общественного здания, значит минимизировать урон, наносимый воздействием различного рода опасностями, в том числе ОФП. А повысить вероятность эвакуации хотя бы на 1% - это значит спасти чью-то жизнь. Это возможно только максимально-эффективным, скоординированным взаимодействием всех служб, сил и средств, т.е. человеческим фактором.