Роль системы оповещения в задаче эвакуации людей

Система оповещения - оконечное звено любой системы, обеспечивающей безопасность людей. Задача обеспечения безопасности людей, находящихся в общественных зданиях и сооружениях наиболее актуальна. В случае возникновения и распространения пожара, людей из замкнутого пространства необходимо немедленно эвакуировать и сделать это необходимо всеми доступными средствами за максимально короткое время. Система оповещения, как наиважнейший элемент комплексной системы безопасности, является средством, информирующим об угрозе и о необходимости эвакуироваться. В данной статье будет рассмотрено место и роль системы оповещения в общей нормативной и функциональной структуре обеспечения безопасности людей, рассмотрены ее основные особенности указаны способы повышения эффективности.

Место системы оповещения в общей структуре обеспечения безопасности

С бурным ростом научно-технического и, прежде всего, технологического прогресса, возникают многочисленные задачи и вопросы, разрешить которые можно только слаженным и профессиональным взаимодействием различных структур и ведомств. В данной статье показаны, хоть и не многочисленные, но очень актуальные примеры такого взаимодействия, способные минимизировать урон, наносимый воздействием различного рода опасностями, в том числе ОФП.

Прежде всего хочется обратить самое серьезное внимание на место системы оповещения в общей структуре обеспечения безопасности, объединяемой двумя техническими регламентами, рис.1:

  • Федеральным законом № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (от 22 июля 2008 г.);
  • ФЗ № 184-ФЗ (от 27 декабря 2002) "О техническом регулировании".

Рис.1 - Место и основные требования к системам оповещения, согласно техническим регламентам федеральных законов

Основные требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) в зданиях и сооружениях изложены в статье 84, ФЗ-123, а, например, в статье 53 данного ФЗ указано, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения). Забегая вперед и ссылаясь на эту же статью, особо выделим, что: “Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре”.

Общие требования (цели, методы и средства) к обеспечению безопасности зданий и сооружений изложены в ФЗ № 184-ФЗ (от 27 декабря 2002) "О техническом регулировании", а в частности в ГОСТ Р 53195 “Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем” (Ч1 - основные положения, Ч2 – общие требования, Ч3 – требования к системам, Ч4 – требования к программному обеспечению), рис.2.

Рис.2 - Место систем оповещения в общей структуре обеспечения функциональной безопасности зданий и сооружений

Суть данного ГОСТа в следующем. Современные здания и сооружения представляют собой сложные системы, включающие в себя как систему конструкций, так и ряд других сложных систем:

  • Инженерные системы жизнеобеспечения
  • Системы энерго-, ресурсосбережения
  • Системы безопасности

Эти системы взаимодействуют как друг с другом, так и со внутренней и внешней, жестко привязанной к местности средами. Специфика этих сред, безусловно, определяет требования, как к конструкциям зданий, так и характеристикам технических средств (инженерных систем и систем безопасности), установленных в них.

Технические средства обеспечения безопасности, в том числе электронные средства, в совокупности с организационными мероприятиями, предназначены для снижения риска причинения вреда материальным ценностям, а главное – людям. В настоящее время, во все больших объемах, для обеспечения такой безопасности используются современные технологии, включающие программные средства и компьютерные системы. Независимо от сложности реализации системы, устанавливается общий критерий, основанный на повышении безопасности зданий, за счет предварительной оценки и снижения различного рода рисков, например, взаимодействия технических средств с внешними средствами уменьшения риска (ВСУР - средство, предназначенное для снижения риска, которое является отдельным и отличным от электрической, электронной, программируемой, связанной с безопасностью системы, например, противопожарная преграда, ограда, ров и т.д.).

Рассматриваемый стандарт указывает на три вида опасностей:

  1. Природная опасность - землетрясение, наводнение, сильные ветра, ураганы, грозовая опасность, ливни, оползни и т.д.
  2. Техногенная опасность - механическая опасность (прочность конструкций), опасность пожара, промышленная опасность, электрическая, химическая, биологическая, радиационная и т.д.
  3. Антропогенная опасность – неправильная эксплуатация оборудования, действия криминального, террористического характеров.

Инженерные системы и системы обеспечения безопасности предназначены преимущественно для обеспечения техногенной безопасности.

Инженерные системы включают: систему диспетчерской (технологической, телефонной) связи; систему радиотрансляции, включающую систему местного проводного вещания; системы звукоусиления залов (кинотеатров), конференц-систем, систем перевода речи. К инженерным системам относятся звуковые студии (в зданиях учебных заведений, научных учреждений, сооружениях телерадиовещания). К инженерным системам также относятся локальные вычислительные сети, структурированная кабельная сеть, системы, управляющие производственными, технологическими и иными процессами, а также системы, отвечающие за интеграцию всех этих подсистем.

В состав систем обеспечения безопасности входят:

  • Аварийные системы
  • Системы контроля
  • Охранные системы

К аварийным системам относятся:

  • системы аварийного освещения, автоматизации противопожарного водоснабжения, автоматического водяного пожаротушения, пожарной сигнализации;
  • Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ)
  • Система оперативной (в СОУЭ – обратной) связи

К системам контроля относятся:

  • Системы контроля уровней газов, окисей, ядовитых, взрывоопасных паров, жидкостей
  • Системы биологической защиты от радиации
  • Системы мониторинга, в т. ч: состояния конструкций, оснований здания

К охранным системам относятся:

  • Системы охраны периметров, охранной сигнализации
  • Системы контроля и управления доступом
  • Системы телевизионного (видео) наблюдения, охранного, эвакуационного освещения
  • Структурированная кабельная сеть, система защиты информации
  • Системы, отвечающие за интеграцию данных систем

За выше означенной совокупностью средств, в том числе средств отвечающих за их интеграцию, в настоящее время закрепилось название – система комплексной безопасности (КСБ), частью которой, как раз и является СОУЭ, таким образом: система оповещения и управления эвакуацией людей, а также система оперативной (обратной) связи, является частью комплексной системы обеспечения безопасности. Эффективно взаимодействуя с другими (в т. ч. инженерными) системами, с внешними средствами уменьшения риска, СОУЭ должна обеспечивать снижение остаточного риска, обусловленного природными, техногенными и антропогенными опасностями, возникающими из-за внешних и внутренних воздействий на систему конструкций и другие инженерные системы до уровня приемлемого риска, установленного в утвержденных технических условиях.

Под эффективностью следует понимать следующие положения:

  • Полное соответствие нормативным требованиям
  • Выполнение каждой из подсистем своих заявленных функций
  • Полная информационная совместимость
  • Поддержка единых унифицированных протоколов обмена информацией (данными)
  • Отсутствие взаимовлияния, в том числе, на предмет электромагнитной несовместимости всех действующих подсистем

Следует заметить, что состав, категория надежности и степень исполнения системы оповещения (СОУЭ), применяемой в зданиях и сооружениях в зависимости от категорий риска объектов и вероятной тяжести последствий при реализации опасных событий, определяются на стадии проектирования с учетом свойств систем и требований, установленных отдельными стандартами на эти системы.

Степень обеспечения безопасности здания, сооружения, пожарных отсеков различных классов функциональной пожарной опасности определяется расчетом пожарных рисков (Приказ №382) и сравнению их с максимально-допустимыми значениями, определяемыми техническим регламентом. При этом:

Расчетная величина индивидуального пожарного риска определяется как максимальное значение пожарного риска из возможных сценариев пожара. Сценарий пожара представляет собой вариант развития пожара с учетом принятого места возникновения и характера его развития. Сценарий пожара определяется на основе данных об объемно-планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей на объекте. При расчете рассматриваются сценарии пожара, при которых реализуются наихудшие условия для обеспечения безопасности людей. В качестве сценариев с наихудшими условиями пожара следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и / или наиболее высокой динамикой нарастания опасных факторов пожара (ОФП).

Место системы СОУЭ в задаче расчета пожарных рисков

Мы показали, что система оповещения и управления эвакуацией людей, является частью КСБ. В модели расчета пожарных рисков СОУЭ является частью системы противопожарной защиты (СПЗ), рис.3.

Рис.3 - Расчет индивидуального пожарного риска

Рассмотрим методику расчета пожарных рисков (Приказ № 382), в которой определяется:

Из формулы расчета вероятности эвакуации легко увидеть, что для успешной эвакуации людей должны быть выполнены минимум два условия: минимизация времени скопления людей, tск < 6 мин и минимизация времени начала эвакуации, tнэ

где Qпi - частота возникновения пожара в здании в течение года; Kапi - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения (АУП) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (= 0,9, если АУП, соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности); Pпрi - вероятность присутствия людей в здании; Pэi - вероятность эвакуации людей.

Вероятность эвакуации людей Pэi рассчитывается по следующий формуле:

где tр - расчетное время эвакуации людей, мин; tнэ - время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин; tбл - время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин; tск - время существования скоплений (когда плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5) людей на участках пути.

СОУЭ, в свою очередь, является частью системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

Коэффициент, KПЗi, учитывающий соответствие этой системы требованиям нормативных документов по пожарной безопасности:

где KОБНi - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; KСОУЭi - коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; KПДЗi - коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Значение параметра KСОУЭi, в данной структуре принимается равным KСОУЭi = 0,8, если здание оборудовано СОУЭ, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в противном случае KСОУЭi = 0.

Следует заметить, что в формуле (3) значение СОУЭ, совершенно нивелировано. СОУЭ либо есть и тогда все хорошо, либо ее нет и тогда все плохо. С данным упрощенным подходом достаточно сложно согласиться.

эффективностью (техническим уровнем). Так, уже в ГОСТ Р 53195, риск возникновения опасного события R определяется как сумма вероятностей рисков, связанных с функционированием различных подсистем, Ri, как функций от двух параметров Fi – частоты или вероятности i-го события и Ci – тяжести последствий, Ri=f(Fi, Ci), в результате реализации i-го события. Если не вдаваться в этический аспект - а существует ли количественная оценка человеческой жизни - то, по крайней мере, относительно первого коэффициента нужно побеспокоиться. Хотя, что касается второго коэффициента, то здесь, безусловно, предполагается оценка только материального урона. Тем не менее, возвращаясь к вышеприведенным формулам, заметим, что не корректно функционирующая система оповещения и управления эвакуацией людей, даже при формальном ее присутствии, может привести к тяжелым последствиям.

В дальнейшем изложении мы попробуем наметить основные пути разрешения данной ситуации, сформулировать и показать способы повышения такого параметра, присущего любой технической системе, как эффективность. Однако начнем мы с т.н. телеологического (целевого) осмысления.

Обеспечение условий беспрепятственной эвакуации людей

Сегодня мы имеем дело с продуктом урбанизации и глобализации – проблемой скопления большого количества людей в закрытых пространствах – помещениях с массовым (более 50 чел., согласно требованиям СП 134.13330.2012) пребыванием людей. В случае возникновения внештатных ситуаций – факторов техногенного, антропогенного характера – людей из замкнутого пространства необходимо эвакуировать. Для грамотной, последовательной и скоординированной эвакуации людей как раз и предназначены системы оповещения и управления эвакуацией людей, называемые СОУЭ:

Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

При дальнейшей разработке основных критериев, обеспечивающих данную эвакуацию, будет обращено особое внимание на слово комплекс.

Приведем пример взаимодействия различных статей ФЗ-123. Так, в статье 84, пп.7, прописаны основные требования, предъявляемые к бесперебойному питанию СОУЭ:

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.

Сопоставляя два вышеизложенных требования легко обосновать необходимость в рекомендации к питанию (согласно СП5), для систем пожарной автоматики и применить эту рекомендацию к СОУЭ, сформулировав:

Допускается ограничить время работы резервного источника СОУЭ в тревожном режиме до 1,3 времени эвакуации людей.

Дополнительно повысить вероятность эвакуации людей можно, если обратить должное внимание на такой фактор, как угроза антропогенного характера, которая в общем представлении (ГОСТ-53195) описывается как неправильная эксплуатация оборудования и действие криминального и террористического характеров. Однако, данное определение нуждается в существенной корректировке, в которую должны быть введены две наиважнейшие составляющие - организационная и расчетная. Намек на необходимость организационных мероприятий появился в 2019 году в формулировке Постановления №390 (20/09/19), где в частности сказано, что при обнаружении пожара или признаков горения в здании персоналу необходимо:

  • Немедленно сообщить об этом в пожарную охрану
  • Принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара

При обнаружении пожара, на успешный и самостоятельный процесс эвакуации, например, посетителей гипермаркета лучше не рассчитывать по причинам как объективного, так и субъективного характеров.

К объективным причинам следует отнести:

  • Отсутствие организационных мероприятий
  • Отсутствие или неработоспособность технических средств
  • Ошибки в расчетах – недостаточная громкость или не разборчивость технических средств оповещения (ТСО)

Согласно методике, изложенной в Приказе №382 (см. ф-лу 2), эвакуация может считаться успешной, если выполняются следующие условия:

  • Эвакуация началась вовремя
  • Скопления были минимальными
  • Времени для эвакуации в безопасную зону было достаточно

При отсутствии организационных мероприятий эвакуация может или не начаться или запоздать по дополнительным субъективным причинам:

  • “Русский авось”: только 15% людей реагируют на информацию о возникновения пожара
  • Недостаточная информированность населения о правилах поведения во внештатных ситуациях, о необходимости эвакуироваться и о возможных последствиях. Другая сторона медали – чрезмерная осведомленность, например, о ложных срабатываниях или сбоях в системах пожарной автоматики.

В этой связи можно предложить следующую структурную схему, основанную на рисковой модели, в которую включены три важные составляющие, рис.4:

  • Организационные мероприятия
  • Технические средства
  • Расчетные мероприятия

Рис.4 - Недопустимые риски в вопросе обеспечения беспрепятственной эвакуации людей

Проблемы с техническими средствами:

  • Отсутствие технических средств оповещения и управления эвакуацией
  • Неисправность (пусть даже временная) технических средств оповещения
  • Плохое качество оповещения (тихо или неразборчиво)
  • Неоднозначность смыслового содержания, неразборчивость текстов

Если эвакуация все же началась, то и это еще не все. Существует высокая вероятность возникновения паники, которая может привести к превышению времени скопления. Причины: недостаточность организационных мероприятий, ошибки в расчетах.

Роль технических средств оповещения для обеспечения беспрепятственной эвакуации людей

Здесь мы вынуждены дать важный комментарий. Когда речь идет о системе безопасности имеются ввиду две защищаемые категории – имущество и люди. Однако, эти две категории несопоставимы, так как жизнь и здоровье человека ни в каких единицах не измеряются. Люди, как защищаемый контингент, делятся на персонал и посетителей, которых, в свою очередь, необходимо делить на – слабозащищенный контингент (старики, дети) и маломобильную группу (это отдельная и обширная тема разговора). Системы оповещения оповещают как первую, так и вторую группы, другими словами являются комплексными.

Для оповещения первой группы достаточно внутри-объектовой системы оповещения (ОСО), устанавливаемой (проектируемой) согласно СП 134.1330.2012. При усложнении задачи, когда необходимо оповещать население (для открытых территорий) или посетителей (помещений), мы уже говорим о ЛСО, проектируемой согласно СП 133.1330.2012. Сложность тут вот в чем: за оповещение второй, наиболее многочисленной и более уязвимой группы, находящейся внутри объекта, отвечает также и СОУЭ, устанавливаемая (проектируемая) согласно ФЗ-123 (ГОСТ 53325-2012). Поэтому, сложилась практика, когда в одном и том же здании устанавливают уже две системы для оповещения одной и той же группы, что непременно ведет к конфликту. Такая ситуация недопустима и предполагает применение комбинированных решений.

Все основания считать системы оповещения о пожаре (СОУЭ) и объектовые системы оповещения (ОСО) единым комбинированным средством оповещения содержатся в технических регламентах (ФЗ РФ), рис.1.

Так в СП 133.13330.2012 - Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях нормы проектирования указано:

“Проектирование и установку систем оповещения и управления эвакуацией людей следует осуществлять в соответствии с требованиями СП-3.13130.2009. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания”.

Для объединения систем в одном комбинированном решении, не приводящем к конфликту, когда обе системы пытаются одновременно оповещать одну из категорий людей, используются многоприоритетные решения. Межгосударственный стандарт также подтверждает необходимость в такой комбинации, устанавливая приоритетность, согласно которой оповещение о пожаре имеет наивысший приоритет. На необходимость таких решений обращено внимание в готовящемся стандарте (ЕАСС), где в частности сказано:

Приборы должны обеспечивать трансляцию сигналов исходя из следующей их приоритетности:

  • Трансляция сообщений через микрофоны
  • Автоматическая трансляция сигналов о пожаре
  • Автоматическая трансляция сигналов о других чрезвычайных ситуациях
  • Трансляция других сигналов

Комплекс мероприятий, обеспечивающий беспрепятственную эвакуацию людей

Комплекс мероприятий, обеспечивающий беспрепятственную эвакуацию людей, кроме скоординированного взаимодействия организационных мероприятий и технических средств, следует дополнить и расчетными мероприятиями, обеспечивающими данные требования, рис.5.

Рис.5 - Комплекс мероприятий, обеспечивающих беспрепятственную эвакуацию людей

Ряд мероприятий в данной схеме реализован, а ряд только предстоит реализовать. В общем представлении напрашивается проработка трех основных мероприятий – организационных, технических и расчетных.

Организационные мероприятия:

  • Проработка мероприятий и требований в соответствии: ФЗ № 123, ФЗ № 162, ФЗ № 184 (ГОСТ 53195)
  • Проработка организационных мероприятий согласно Постановлению №390 (20/09/19), а также разработка более полных требований к организационным мероприятиям с классификацией правил для различных категорий зданий
  • Формирование информационного минимума для населения в плане разъяснительной работы, рекламы в СМИ, расширения правил ОБЖ в школе и т.д

Технические средства:

  • Выполнение требований к техническим средствам согласно ГОСТ 53325-2012, на предмет соответствия всех характеристик, обеспечения устойчивости линий, требований к питанию
  • Выполнение требований к техническим средствам согласно ГОСТ 42.3.01-2014, на предмет соответствия всех характеристик, наработки на отказ, разборчивости и допустимых искажений
  • Повышение роли технических средств, в плане обеспечения надежного и достоверного информирования людей в условиях возникшей угрозы их жизням, обеспечиваемой расчетными мероприятиями

Примечание. Одним из требований к техническим средствам оповещения (ТСО) согласно, ГОСТ Р 53325-2012, является требование к возможности и необходимости их тестирования. В этом плане хотелось бы указать на два важных аспекта:

  • Необходимости в ежедневном тестировании ТСО
  • Работу над смысловым содержанием аварийных текстов, например, при реальной угрозе и необходимости эвакуироваться текст должен предваряться словами: “Внимание! Это не тестирование системы и не учебная тревога. В здании произошел пожар...”

Что касается расчетных мероприятий, актуальных и необходимых при проектировании систем оповещения. Не углубляясь в проблематику, заметим, что на сегодняшний день, мы имеем катастрофическую недостаточность методических пособий и указаний, необходимых для грамотного расчета и проектирования.

Методы, повышающие надежность систем оповещения, и как следствие, вероятность эвакуации

Мы показали, что системы оповещения играют наиважнейшую роль в задаче обеспечения эвакуации людей. Введем такой показатель, как эффективность системы оповещения, рис.6, который в общем случае можно определить двумя составляющими - качеством и актуализацией, а в частном – произведением Надежности и Достоверности. Говоря “произведение”, мы имеем ввиду, что одно без другого не имеет смысла, т.е. при нулевой надежности, результат нулевой и наоборот. Кроме надежности и достоверности необходимо учитывать такие составляющие, как соответствие и интеграция, без которых немыслима современная система оповещения.

Мы показали, что системы оповещения играют наиважнейшую роль в задаче обеспечения эвакуации людей. Введем такой показатель, как эффективность системы оповещения, рис.6, который в общем случае можно определить двумя составляющими - качеством и актуализацией, а в частном – произведением Надежности и Достоверности. Говоря “произведение”, мы имеем ввиду, что одно без другого не имеет смысла, т.е. при нулевой надежности, результат нулевой и наоборот. Кроме надежности и достоверности необходимо учитывать такие составляющие, как соответствие и интеграция, без которых немыслима современная система оповещения.

Рис.6 - Эффективность технических средств оповещения

Надежность системы оповещения обеспечивается на следующих этапах:

  • На этапе разработки - тщательным подбором элементной базы
  • На этапе производства - соблюдением технологических процессов, техническим контролем и тщательным тестированием каждой партии продукции
  • На этапе проектирования - выбором надежных, сертифицированных средств, полностью соответствующих ТЗ и решаемой задаче, выполнением всех требований нормативной документации при их проектировании
  • На этапе закупки - обеспечением монтируемой системы необходимым ЗИПом
  • На этапе эксплуатации - плановым техническим обслуживанием и периодическим тестированием системы

Существенного повышения надежности комплекса технических средств КТС СОУЭ можно добиться двумя способами - резервированием и дублированием блоков системы, рис.7.

Рис.7 - Повышение эффективности КТС СОУЭ

Достоверность передаваемой информации можно определить как:

 

Достоверность = (С/Ш) • (Разборчивость)

 

Достоверность передаваемой информации обеспечивается на этапе проектирования:

  • Правильным выбором системы звукоусиления, обеспечивающей не только количественные, но и качественные характеристики звукового тракта – параметры усилителей и речевых оповещателей (громкоговорителей)
  • Грамотным электроакустическим расчетом (ЭАР), учитывающим актуальные значения шумов, присутствующих в защищаемом помещении Примечание. Единственным и крайне недостаточным источником здесь является СП 51.13330.2011
  • Учетом акустических особенностей защищаемого помещения
  • Учетом психофизических особенностей защищаемого контингента

Актуализация может быть определена следующими характеристиками:

  • Полным соответствием нормативным требованиям
  • Выполнением каждой из подсистем своих заявленных функций
  • Полной информационной совместимостью (при интеграции)
  • Поддержкой единых унифицированных протоколов обмена информацией
  • Отсутствием взаимовлияния, в том числе, на предмет электромагнитной несовместимости всех действующих подсистем

Значение системы оповещения в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности людей, находящихся внутри зданий и сооружений

Из вышесказанного следует, что система оповещения, как комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих эвакуацию людей, имеет очень важное значение. Обеспечить безопасность общественного здания, значит минимизировать урон, наносимый воздействием различного рода опасностями, в том числе ОФП. А повысить вероятность эвакуации хотя бы на 1% - это значит спасти чью-то жизнь. Это возможно только максимально-эффективным, скоординированным взаимодействием всех служб, сил и средств, т.е. человеческим фактором, рис.8.

Рис.8 - Значение системы оповещения в комплексе мероприятий
по обеспечению безопасности людей, находящихся внутри зданий и сооружений

В качестве резюме отметим ключевые моменты вышесказанного.

Повысить вероятность эвакуации людей можно следующими мероприятиями:

  • Повышением надежности технических средств (ТС) на этапе разработки и производства
  • Полным соответствием технических средств требованиям нормативной документации (НД), подтвержденным реально-проводимыми испытаниями
  • Проектированием систем в соответствии с требованиями ТЗ и НД, проработкой вопросов дублирования и резервирования ТС
  • Соблюдением правил при эксплуатации ТС, с их обязательным тестированием
  • Обращением самого серьезного внимания на организационные мероприятия, в плане скоординированного управления эвакуацией людей.