Системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

В предыдущих публикациях, мы уже обращались к данной теме, см. статью Сопряжение оборудования ROXTON с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения РАСЦО.

Предлагаемая вашему вниманию статья, продолжает начатый разговор. В ней достаточно просто, доступно и на конкретных примерах рассказывается об очень непростой, но актуальной теме - системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Угрозы техногенного характера, в частности пожары, существовали всегда. Но в условиях урбанизации пожары, возникающие в местах массового скопления, особенно страшны. Кроме того, на опасных предприятиях присутствуют угрозы взрыва, нередки и угрозы природного характера. Вероятность возникновения этих угроз предполагает комплекс мероприятий, повышающих безопасность людей, находящихся на таких объектах, а также населения, проживающего на окружающих территориях.

Наиболее эффективной мерой минимизирующей вред от данных угроз является мероприятие по своевременному предупреждению людей и предоставление им шанса принять необходимое решение, касаемое как собственной эвакуации, так и помощи другим людям. В свою очередь, наиболее эффективным предупреждением является трансляция специальных текстов или сирены. Эффективность сирены можно поставить под сомнение. Ее включение может быть интерпретировано как проверка работоспособности, а вот передача осмысленной текстовой информации представляется более серьезным мероприятием. Передачу (трансляцию) такой информации как раз и осуществляют системы оповещения.

Какие существуют системы оповещения и как их можно классифицировать

Системы оповещения (СО) имеют широкую область применения, но наиболее распространенными являются два вида систем: системы оповещения о пожаре, называемые СОУЭ и системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЧС), имеющие различные названия (см. далее). При достаточно высоких рисках в этих областях строятся т.н. автоматические системы оповещения (АСО), иногда называемые аварийными. Отдельной областью применения СО, на сегодняшний день, можно выделить сферу транспорта. В каждой области применения действуют свои нормативные основания. Элементарная классификация на основании вышесказанного представлена на рис.1.

Рис.1 - Классификация аварийных систем оповещения

Название “аварийные” (в западной терминологии такие системы называют ALARM SYSTEMS) СО указывает на специфику их применения, однако, эти же системы могут использоваться и в мирных целях, например, для трансляции фоновой музыки и рекламы, что является совершенно допустимым явлением. Аварийные системы, безусловно, используются и в случае оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Независимо от области применения СО можно классифицировать:

  • По виду используемого канала связи (проводные и беспроводные)
  • По уровню взаимодействия (локальный, протокольный, сетевой)
  • По виду управления (локальный, централизованный)
  • По используемым технологиям (цифровые или процессорные, цифро-аналоговые или микропроцессорные и аналоговые)
  • По способу согласования (контактный и программный уровни или на базе технологий).

В чем особенность систем оповещения о ЧС

СО являются посредниками между любыми средствами автоматики (системами контроля и управления) и человеком. СО о ЧС направлены на повышение уровня безопасности людей, путем передачи им необходимой информации. Но этого не достаточно. Для предотвращения распространения угрозы, также должны быть информированы и силы - руководящий состав и службы безопасности защищаемого объекта, а также руководство (органы власти) прилегающих территорий. Элементарную структуру системы централизованного оповещения можно изобразить следующим образом, рис.2:

Рис.2 - Классификация аварийных систем оповещения

Рис.2 - Элементарная структура системы централизованного оповещения.

В общем случае СО о ЧС - система оповещения населения и органов власти о чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характеров, угрожающих жизни и здоровью населения. СО о ЧС представляет собой комплекс сил и технических средств, обеспечивающих доведение информации:

  • До органов власти в виде извещений
  • До населения в виде сообщений.

Общая классификация СО о ЧС

Системы оповещения о ЧС строятся на различных уровнях взаимодействия, в которых решаются свои задачи. На каждом из этих уровней применяется соответствующая СО:

  • Федеральный уровень (Федеральная система оповещения)
  • Региональные системы оповещения (РСО)
  • Территориальные системы оповещения (ТСО)
  • Местные системы оповещения (МСО)
  • Локальные системы оповещения (ЛСО)
  • Объектовые системы оповещения (ОСО).

Достаточную актуальность, в последнее время, приобрели региональные системы оповещения. РСО - обеспечивают автоматическую передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГО и ЧС, сил, соединений и частей войск ГО.

В каждом крупном городе, строится подобная иерархическая структура управления, задачей которой является обеспечение максимально эффективного взаимодействия подуровней. Так, например, согласно постановлению №795, Региональную систему оповещения города Москвы можно представить следующей структурной схемой, рис.3:

Рис.3 - Структура РСО г. Москвы

В общем случае, под оповещением населения города Москвы о ЧС подразумевается - комплекс мероприятий, охватывающий 3 уровня обнаружения (мониторинг) и взаимодействия с:

ЕСОДУ - единой системой оперативно-диспетчерского управления функционирующей на региональном уровне

КСЭОН - комплексной системой экстренного оповещения населения функционирующей на муниципальном уровне

ЛСО / ОСО - локальными / объектовыми системами оповещения, функционирующими на объектовом (иногда называемом - локальном) уровне, отвечающими за доведение до персонала защищаемого объекта и населения города, сигналов оповещения и экстренной информации при возникновении угроз природного и техногенного характера.

Объектовые системы оповещения

Системы оповещения одинаково актуальны, как для внутри-объектового применения (оповещение персонала внутри зданий и сооружений), так и для оповещения населения, находящегося на внешних территориях, прилегающих к потенциально опасным объектам (предприятиям). Наиболее распространенными являются объектовые системы оповещения (ОСО), являющиеся составной частью т.н. нижнего звена РСЧС (Российской единой системы предупреждения и ликвидации ЧС). ОСО проектируются на основании следующей нормативной документации (НД), рис.4:

Рис.4 - Нормативная документация, регламентирующая проектирование и построение ОСО

Кроме НД, указанной на рис.4, существуют и другие нормативные основания:

  • Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ
  • Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения"
  • ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства.

Перечислим основные функции ОСО:

  • Трансляция сигналов РАСЦО (территориальной, областной, городской, муниципальной системам оповещения) в зоне охвата ОСО
  • Трансляция (передача) сигналов подразделениям ГО и ЧС, ответственных по ГО и ЧС, руководству предприятий (объекта) на территории охвата ОСО
  • Трансляция сирен и специальных текстов речевого оповещения
  • Тестирования в автоматическом режиме: исправности каналов связи, звуковых и речевых оповещателей, блоков управления, усиления, коммутации и связи
  • Оповещение по каналам телефонной (мобильной связи) в речевом и текстовом (SMS) режимах, в том числе циклически.

ОСО должны быть запроектированы таким образом, чтобы обеспечивать своевременное оповещение о ЧС руководителей и персонал объекта. Согласно требованиям СП 134.13330.2012: Объектовыми системами необходимо оснащать объекты с численностью одномоментно находящихся людей (включая персонал) более 50 чел., а также социально важные объекты и объекты жизнеобеспечения населения, вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей.

Локальные системы оповещения

Локальные системы оповещения (ЛСО), в отличие от ОСО, осуществляют не только внутри-объектовое оповещение, но и оповещение населения, проживающего в зогах, прилегающих к потенциально-опасному предприятию. По своим задачам ОСО и ЛСО очень похожи, но если проектирование ОСО аналогично проектированию системы оповещения о пожаре СОУЭ, в силу внутри-объектовой специфики применения, то для проектирования ЛСО разработаны отдельные: “Методические рекомендации по созданию в районах потенциально-опасных объектов - локальных систем оповещения”.

ЛСО предназначены для своевременного доведения до населения, рабочих и служащих потенциально опасных объектов, соответствующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС сигнала "Внимание всем!", информации об угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям при авариях на потенциально опасных объектах.

Элементарная структурная схема ЛСО может быть представлена следующим образом, рис.5.

Рис.5 - Элементарная структура ЛСО

Из рисунка видно, что управление ЛСО потенциально опасного объекта осуществляется с основного и запасного пунктов управления. Технические средства ЛСО должны обеспечивать:

  • Управление локальной системой оповещения
  • Прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом
  • Прием сообщений и команд, передаваемых региональной (местной) системой оповещения
  • Контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых в ЛСО
  • Телефонную связь общего пользования
  • Управление системой мониторинга и сигнализации.

Как можно заметить, эти функции очень схожи с функциями ОСО.

Комплекс технических средств КТСО РАСЦО обеспечивает доведение сигналов и информации оповещения до органов управления и населения. КТСО включает в свой состав следующие подсистемы, рис.6:

Рис.6 - Комплекс технических средств и основные подсистемы ЛСО

  • Подсистема управления и каналов связи
  • Подсистема электросиренного оповещения
  • Подсистема речевого оповещения на базе сети проводного вещания (абонентская сеть и сеть уличных громкоговорителей)
  • Подсистема оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций
  • Подсистема задействования систем оповещения объектов, сопряжённых с РАСЦО
  • Автоматизированные системы оповещения организаций по телефонным линиям.

ОСО и ЛСО должны обеспечивать круглосуточную работу при любых климатических условиях.

Актуализация

На сегодняшний день, региональные системы оповещения (РСО) строятся на базе двух основных каналов:

  1. VPN - канал, построенный на базе стека сети TCP/IP, в которой:
    • за передачу квитанций и команд отвечает транспортный протокол TCP
    • за передачу речи – технология многоадресной (multicast / unicast) рассылки по групповым адресам (класса D)
  2. Канал радио связи. Данный канал должен обеспечивать дальность связи между станциями оповещения 6-7 км (макс. 22 км) на скорости передачи 9,6 кбит/с (энергетический запас > 10дБ). Диапазон выделенных радиочастот: 403-470 мГц.

Наиболее известными (для большинства проектировщиков) на сегодняшний день являются РСО верхнего звена, выпускаемые под аббревиатурой “П-16X”. Под этой маркой свои системы выпускают несколько производителей (см. далее). Их известность и популярность обусловлена открытостью и доступностью. Эти производители охотно интегрируются с производителями трансляционного оборудования нижнего звена. В результате такой кооперации-интеграции происходит активное продвижение совместных решений в регионах. Так, например, производители аппаратуры П-166, являются конкурентами, при этом, легко сопрягаются друг с другом. Кроме аппаратуры П-16X, конечно, существует и множество других (интересных) производителей, см. далее.

Примеры ЦСО

Комплекс технических средств оповещения КТСО П-166Ц

Данный комплекс функционирует на региональном уровне и обеспечивает доведение сигналов и информации оповещения до органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС и населения, рис.7.

Рис.7 - Комплекс технических средств оповещения КТСО П-166Ц

КТСО П-166Ц обеспечивает:

  • Непрерывную круглосуточную работу
  • Обмен цифровой информацией через транспортную сеть посредством задания необходимых IP-адресов центров и пунктов оповещения и средств управления оконечными средствами оповещения
  • Сопряжение с ранее разработанным оборудованием П-166
  • Управление оконечными устройствами оповещения (П-164А, П166ВАУ)
  • Контроль технического состояния комплекса технических средств оповещения без включения оконечных средств оповещения
  • Отбор каналов эфирного и кабельного телевидения, передачу по ним речевой и текстовой информации оповещения населения
  • Управление аппаратурой оповещения должностных лиц – по цифровым каналам ГТС и каналам кабельного телевидения
  • Полнодоступную систему адресации с возможностью оперативного изменения
  • Передачу речи.

КТСО П-166Ц имеет широкую область применения, активно устанавливается и функционирует на объектах г. Москвы, Санкт-Петербурга. Линейка оборудования П-166Ц постоянно расширяется и на сегодняшний день дополнена маршрутизатором-конвертером протоколов (П-166К МКП). П-166К МКП - программно-аппаратное изделие, выполненное в форм-факторе одноплатного миникомпьютера, с установленным общесистемным и специальным программным обеспечением. Данное решение позволяет осуществлять сопряжение системы П-166Ц с модернизированным унифицированным комплексом технических средств П-166М. Интеграция происходит следующим образом: в базу данных оборудования П-166М, установленного в РАСЦО/ЕДДС, вносятся абоненты ОСО/ЛСО. При этом, добавляемые абоненты вносятся как абоненты П-166М, а доступ к ним происходит через нижестоящий узел (IP-адрес МКП), а в МКП, в свою очередь, вносятся IP-адреса оборудования П-166Ц.

КТСО П-166Ц эффективно интегрируется и с оборудованием нижнего звена, в качестве которого используется линейка цифро-аналогового оборудования ROXTON, см. статью: “Сопряжение оборудования ROXTON с Региональной системой централизованного оповещения РАСЦО”.

А также статью “Звукофикация улиц города Москвы”.

Комплекс технических средств оповещения населения П-161М

Еще одним примером региональной системы оповещения является система оповещения “СИГМА П-161М РММ8”. Комплекс технических средств КТС П-161М РММ-8 предназначен для создания автоматизированных систем оповещения локальных (в зоне потенциально-опасного объекта) и объектовых систем оповещения с целью доведения формализованных сигналов оповещения, текстовых и речевых сообщений до оперативных органов управления, должностных лиц, персонала и населения, проживающего в зоне ответственности, рис.8.

Рис.8 - Система оповещения “СИГМА П-161М РММ8”

Комплекс П-161М РММ-8 обеспечивает:

  • Оповещение дежурных пунктов управления
  • Определение уровня ПУ в соответствии с полномочиями должностного лица
  • Планирование и автоматизация задач оперативного дежурного
  • Речевое оповещение на телефоны с отбором абонентской линии
  • Речевое оповещение на служебные, сотовые и домашние телефоны по коммутируемой сети (автодозвон)
  • Речевое оповещение на сотовые телефоны по каналам GSM
  • Передача текстовых сообщений SMS
  • Работа по цифровым каналам (Ethernet, Е0, Е1)
  • Речевое оповещение по системе громкой связи
  • Управление сиренами
  • Документальное оповещение мобильных и подвижных объектов
  • Решение навигационной задачи (встроенный ГЛОНАСС для подвижных объектов)
  • Подключение систем мониторинга (датчиков опасности) признаков ЧС.

В состав комплекса П-161М РММ-8 входит широкая линейка оборудования, в том числе Блок сопряжения БС-4, рис.9.

 

Рис.9 - Блок сопряжения БС-4

Блок П-161М РММ-8 БС работает совместно с АРМ ОД-1 и обеспечивает: - управление оконечной аппаратурой оповещения: электросирены, системы громкой связи, приемники местного оповещения, стационарные (выделенные или отбираемые) телефонные аппараты, аппаратура П-166 ВАУ, электронные табло, управление радиостанциями

  • Взаимодействие с пунктами управления и удаленными контроллерами по радиоканалу
  • Подключение к системам мониторинга признаков возникновения ЧС, датчикам опасности (цифровой стык, сухой контакт).

В качестве аппаратуры оповещения о ЧС, работающей совместно с данным блоком, используется цифровая система оповещения по сети ROXTON IP (производимая группой компаний ESCORT).

Интеграция данных систем осуществляется посредством применения интерфейса аварийного сигнала ROXTON IP A6223A, преобразователя сигналов RS-422-TCP/IP ROXTON IP-A6713, программного обеспечения ROXTON IP-A6700R, что подтверждено соответствующими протоколами совместимости.

Кроме вышеуказанных систем, существует и множество других, например, таких как “Комплекс программно-аппаратных средств оповещения МАРС-АРСЕНАЛ” или такого известного производителя как “СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИГ”. Так, например, на базе блока управления БСМС-VT строится множество решений, использующих радиоканал. Данный блок легко стыкуется и используется совместно с цифро-аналоговым и цифровым оборудованием, производимым группой компаний ESCORT, рис.10.

Рис.10 - Схема совместного использования блока сопряжения сигналов ГОЧС БСМС VT (СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИНГ) с российской системой оповещения ROXTON 8000 (Блоком управления PS-8208, комбинированными системами RA-8236 / RP-8264)

В данной статье мы наметили лишь общие контуры данной темы. В следующих публикациях, мы планируем продолжить начатый разговор. Мы обратимся к подробностям и нюансам, касающихся вопросов сопряжения систем устанавливаемых на различных уровнях, и порядка их подключения, к вопросам и особенностям проектирования объектовых и локальных систем оповещения.